Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Киясовский район
Официальный сайт ОМСУ Киясовского района

История становления и развития местного самоуправления.

Килина Елена Петровна,
руководитель Аппарата органов местного самоуправления
муниципального образования "Киясовский район"

1990 год стал переломным в развитии местного самоуправления. Принятый в апреле 1990 года Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» предоставлял местным Советам широкий спектр прав, в том числе и тех, которые относятся к формированию экономической и финансовой основы местного самоуправления. Местные Советы получили возможность создавать совместные предприятия, учреждать внебюджетные фонды. В перестроечных процессах им отводилась особая роль – непосредственное решение вопросов, касающихся качества жизни населения соответствующих территорий.

В июле 1991 года был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», сохранивший соподчиненность исполнительных органов по вертикали, но предоставивший самостоятельность местным представительным органам, функции которых стали близкими к функциям бывших (дореволюционных) земских дум и собраний. Казалось бы, существенный шаг вперед, но Верховный Совет РСФСР повторил ошибку союзного парламента, законодательно не разграничив компетенцию между Советами и администрациями, которые определялись теперь как органы местного самоуправления.

После роспуска в 1993 году Верховного Совета РФ данный Закон был практически отменен (за исключением статей о компетенции администрации) рядом Указов Президента, провозгласивших очередную реформу местного самоуправления.

Попытка ввести в очередной раз местное самоуправление сверху, не реформируя, по сути, прежнюю систему местного самоуправления, не дала ожидаемых результатов. Сохраняющаяся через принцип двойного подчинения исполнительной вертикали система административного управления свела на нет все законодательные старания обеспечить самостоятельность населения и избираемых им органов в решении местных проблем.

Все это было учтено законодателем при разработке положений о местном самоуправлении в новой Конституции Российской Федерации, которая определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом.

С принятием Конституции вступил в действие новый Закон Удмуртской Республики «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», принятый 27 января 1994 года.

В постановлении Верховного Совета Удмуртской Республики о порядке введения в действие вышеназванного закона подчеркивалось, что Закон от 17 октября 1991 года признается утратившим силу со дня выборов в органы местного самоуправления. Одновременно были приняты законы «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Удмуртской Республики» и «О выборах глав местного самоуправления, глав местной администрации районов и городов Удмуртской Республики».

Законом признавались два варианта организации местного самоуправления: 1) глава местного самоуправления, возглавляющий представительный орган и местную администрацию; 2) представительный орган возглавляет председатель, избранный на сессии из числа депутатов и работающий на постоянной основе, а местной администрацией руководит глава администрации, избранный населением. Органам местного самоуправления было предложено самим определить модель организации самоуправления. Из 30 городов и районов Удмуртии второй вариант выбрали 11 (в том числе и Киясовский район), остальные – первый.

Каждому району предоставлялось право самостоятельно решить вопрос о названии своего представительного органа, в результате в городах и районах республики появились Думы, Советы и Собрания.

Реформирование органов представительной и исполнительной власти в Киясовском районе состоялось 10 февраля 1994 года на сессии районного Совета депутатов.

После выборов 10 апреля 1994 года были прекращены полномочия народных депутатов районного Совета, а также прекращена деятельность сельских Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов. Вместо 205 депутатов, ранее представлявших население в органах местного самоуправления, теперь в Совет депутатов - единственный представительный орган на территории района, было избрано 25 депутатов.

Главы сельских администраций на территории сельсоветов назначались главой администрации района.

Совет депутатов впервые принял Устав местного самоуправления Киясовского района.

Что же на практике дал Закон «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике»? Принятие закона выявило его несовершенство.

В условиях развала ряда систем управления, имевших в недавнем прошлом прочную вертикаль, а нередко централизованное финансирование, местное самоуправление оказалось один на один с населением, со множеством проблем местной жизни. Жилье, благоустройство, отопление, транспорт, образование, медицинская помощь, летний отдых детей, социальная поддержка малоимущих – в этих и других сферах влияние и помощь центра оказались либо сведенными к минимуму, либо прекратились совсем.

А между тем роль местного самоуправления в решении подобных вопросов в принципе резко возросла именно потому, что исчезло единое централизованное планирование и управление. Вместе с тем, там где не оказалось никаких самостоятельных ресурсов, прежде всего материальных и финансовых, местное самоуправление стало утрачивать ту роль, которую играло раньше.

В связи с чем Госсовет УР в апреле 1996 года, принял закон, который предусматривал в системе органов государственной власти в республике представительные и исполнительные органы городов и районов.

Данный Закон стал предметом обсуждения в Конституционном суде РФ. Отстаивая необходимость введения государственной власти на уровне района, председатель районного Совета депутатов Шатрова Н.Д. в своем выступлении на заседании Суда говорила о том, что в сложившейся обстановке экономической и социальной нестабильности местному самоуправлению без финансовой основы не под силу преодолеть негативные процессы в сельском хозяйстве и в социальной сфере, а также о том, что за период действия Закона УР о местном самоуправлении особенно резко проявились спад производства и рост безработицы.

Постановлением Конституционного Суда ряд положений Закона УР был признан не соответствующим Конституции РФ. В районах и городах республики Прошли сессии по вопросу о возобновлении осуществления полномочий органов местного самоуправления.

С введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» завершился этап, связанный с наведением порядка в системе органов власти путем разграничения их прав, обязанностей и ответственности. Местное самоуправление сумело заявить о себе как о серьезном ресурсе развития страны.

На территории Удмуртии образовано 341 муниципальное образование, в том числе 5 городских округов, 25 муниципальных районов, 2 городских поселения, 309 сельских поселений. Избраны представительные органы местного самоуправления, сформирован корпус муниципальных служащих.

Закон в целом создал основы для приближения местной власти к населению, более четкого и сбалансированного разграничения уровней власти.