Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Киясовский район
Официальный сайт ОМСУ Киясовского района
  • Главная
  • Информация о муниципальном органе

1 марта 2016 года состоялось первое в нынешнем году заседание Координационного совета по патриотическому воспитанию молодежи, проживающей на территории МО «Киясовский район».

1 марта 2016 года состоялось первое в нынешнем году заседание Координационного совета по патриотическому воспитанию молодежи, проживающей на территории МО «Киясовский район». Заседание вела Тамара Васильева, председатель Координационного Совета.

Рассмотрено 2 вопроса:

1. О реализации программы «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи, проживающей на территории МО «Киясовский район» на 2013 – 2016 годы» в 2015 году. Выступили Ольга Танаева, и.о. начальника Управления по КМСиТ Администрации МО «Киясовский район», Надежда Липина, ведущий специалист - эксперт Управления образования Администрации МО «Киясовский район», Елена Шарычева Е.Н., директор МУ «Киясовский районный музей П.А. Кривоногова», Нина Красноперова главный редактор районной газеты «Знамя труда», Валентина Кокорина, председатель Совета ветеранов Киясовского района.

2. О пропаганде удмуртского языка в дошкольных, общеобразовательных учреждениях района. Выступила Людмила Уткина, методист Управления образования Администрации МО «Киясовский район».

В рамках республиканской программы по патриотическому воспитанию граждан постановлением Администрации МО «Киясовский район» от 01 апреля 2013 года № 224 принята районная программа «Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, проживающей на территории МО «Киясовский район» на 2013-2016 г.г. В целом, по результатам анализа, из 100 пунктов мероприятий программы ежегодно реализуются более 80-ти, в 2015г. исполнение составило 88%.

План мероприятий программы состоит из 7-ми разделов:

1. Развитие правовой базы, организационно-методического обеспечения системы гражданско-патриотического воспитания.

2. Военно-патриотическое воспитание. Формирование у молодежи склонности и готовности к профессиональному служению в Российской Армии.

3. Историко-краеведческое воспитание. Пропаганда отечественной истории и культуры 4. Поддержка деятельности общественных формирований патриотической направленности. Национально-патриотическое воспитание молодежи.

5. Повышение социальной активности молодежи, формирование готовности к участию в общественно-политической жизни района. Развитие молодежного самоуправления.

6. Нравственно-патриотическое воспитание молодежи.

7. Спортивно-патриотическое воспитание. Развитие спортивно-туристской деятельности молодежи, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Учреждения культуры активно реализуют мероприятия программы, проводится большая патриотическая работа с населением. В районе работают следующие структуры по патриотическому воспитанию: Координационный совет по патриотическому воспитанию молодежи, Совет по физкультуре и спорту, Молодежный парламент, детские и молодежные общественные объединения.

В 2015г. традиционно проведены смотры – конкурсы среди МО на лучшую постановку работы с молодежью в сельском поселении, конкурс среди молодых работников сельскохозяйственного производства, реализованы программы по трудоустройству несовершеннолетних в летнее время.

2015г. год стал юбилейной датой празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., также был объявлен Годом литературы. Множество мероприятий по линии культуры, отдела по делам молодежи, спорта были посвящены этим датам. В работу по проведению подключились все: главы МО сельских поселений, творческие коллективы общеобразовательных школ, Детские школы искусств, коллективы художественной самодеятельности КДУ района, предприятия и организации, педагоги, молодежные активы.

Одними из самых массовых мероприятий стали Смотр тематических программ «Салют Победы» среди МО Киясовского района (финальная конкурсная программа Киясовского района вошла в пятерку лучших в Республике), межрайонный фестиваль ветеранских коллективов ЦСОН «Ратному подвигу славу поем»; районный фестиваль патриотической песни «Песни России», торжественный митинг 9 мая и концерт «Живи и помни», посвященный 70-летию Победы в ВОВ.

Большой блок мероприятий был направлен на воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения: Уроки мужества, уроки памяти (Киясовская МЦБ), Литературно-музыкальные гостиные (Киясовская МЦБ), районный фестиваль детского юношеского творчества «Наше будущее» (Киясовский МДК); международная акция «Читаем детям о войне» (Киясовская МЦБ), организованы встречи детей с ветеранами и тружениками тыла, Вахта памяти у памятников, Велопробег «Маршрут Победы» (отдел по делам молодежи), конкурсы и викторины. Проведено множество акций: «Пиджак ветерана», «Час чтения. Книга о войне», «Улица героя», «Минувших лет святая память», акция к Дню России «Моя любовь – моя Россия»,«Одно село – одна книга», «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти» «Сирень Победы», Дни призывника весной и осенью с организацией экскурсии для призывников и их родителей с посещением Даниловского храма, музея Кривоногова П.А., Центра удмуртской культуры с показом обряда «Армие келян», районное мероприятие, посвященное Дню вывода советских войск из Афганистана.

Отделом по делам молодежи проведены районный туристический фестиваль работающей молодежи «Мы – будущее России!», районный фестиваль молодежных объединений «МДОО.Киясово, ru», фестиваль клубов молодых семей «Союз родных сердец», волонтерские акции по ЗОЖ. Организована работа отряда правоохранительной направленности «Щит».

В рамках декады родственных народов, ко Дню района проведено 19 мероприятий. Второй год подряд на территории района проведена этноигра- юмшан «Мы – соседи!» по формированию межэтнической толерантности среди молодежи, в рамках проекта «Этноигра «Юмшан» состоялась этноигра "Мы – соседи!".

Большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения проведена библиотеками района. Организована выставка к 95 летию со дня рождения ковровщицы З.А. Мазитовой «Узоры судьбы», устный журнал (выезды по району с автоклубом) «Я вырос здесь – и край мне этот дорог», проведены литературные гостиные - встречи с писателями Н.Кузнецовым, В.Ар-Серги, А.Гоголевым, А.Ельцовым, У.Бадретдиновым, Л.Ганьковой музыкантом В.Пушиным, Ю. Барановым. Библиотекари плодотворно занимаются издательской деятельностью. В серии "Летопись земли Киясовской" вышло около десяти сборников краеведческого характера. Также принимают участие в конкурсах - межрегиональном конкурсе «Прикоснись сердцем к подвигу». В конкурсе приняли участие 26 юных читателей из всех библиотек района, 4 участника стали призерами.

6-й международной акции «Читаем детям о войне» и др.

Центр Удмуртской культуры в течение года активно работал с туристами, всего Удмуртскую избу в 2015г. посетило 7273 чел. организованных туристов, это 196 групп.

На ремонт и благоустройство памятников в прошлом году выделено около 300,0 тысяч рублей бюджетных средств.

Всего учреждениями культуры в рамках данной программы проведено – 213 мероприятий, обслужено – 8426 человек.

Тема «Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения» занимает одно из ведущих мест в районной газете «Знамя труда». Материалы патриотической тематики публикуются под рубриками «Отечество», «Российская Армия», «Удмуртия многонациональная», «Природа родного края», «Краеведение», «Календарь знаменательных дат», «Вооружённые Силы России», «Военно-патриотическое воспитание», «Спорт», «Наши новости» и другими. Это зарисовки, публицистические заметки, интервью, репортажи, опросы населения, информационные материалы, корреспонденции о значимых общественных событиях, государственных и национальных праздниках, выдающихся личностях в истории России и родного края, о ветеранах и заслуженных людях, исторических событиях и так далее. В 2014 году мы возобновили приложение к нашей районной газете «Благовест». Все Материалы «Благовеста» имеют духовно-патриотическую направленность, имеют целью воспитание любви к Отечеству и положительно воспринимаются населением. Журналисты газеты «Знамя труда» всегда стараются побывать на мероприятиях патриотической направленности, о которых нам становится известно. Ежегодно в районной газете публикуются репортажи со школьных смотров-конкурсов песни и строя, военно-патриотической игры «Победа», митингов воинов-интернационалистов. Регулярно освещается призывная кампания (во время призывных комиссий беседуем с представителями военкомата, призывниками). В 2015 году мы побывали на открытии мемориала павшим воинам в селе Ермолаеве.

Очень много публикаций в газете «Знамя труда» было посвящено 70-летию Великой Победы. В 2015 году их опубликовано более ста, плюс более пятидесяти фотоснимков по данной теме. Публикация материалов, посвящённых юбилею Победы, не закончилась 9 мая. Активное участие в подготовке материалов, посвящённых юбилею Победы, приняли и жители района. Они предлагали нам темы, называли фамилии земляков, о которых нужно написать в районной газете. Были и отклики читателей на наши публикации о Великой Отечественной войне. Ежегодно мы публикуем большие репортажи о праздновании Дня Победы в Киясовском районе. Как специальные тематические выпуски газеты «Знамя труда», так и отдельные материалы мы готовим к государственным праздникам, имеющим патриотическую направленность: Праздник Весны и Труда, День защитника Отечества, День Победы, День России, День памяти и скорби, День народного единства, а также к армейским праздникам. Активно освещается в районной газете и проведение местных праздников, а также мероприятий и праздников, проводимых национально-культурными объединениями, которые воспитывают любовь и уважение к своей малой родине.

Патриотическую направленность имеют и наши многочисленные публикации о людях труда, которые своей работой, своим трудом прославляют Киясовский район. В материалах под рубрикой «Доска почёта Киясовского района» мы рассказываем о тружениках, внесших значительный вклад в развитие Киясовского района. Практически подавляющее большинство публикаций в газете «Знамя труда» так или иначе имеет патриотическую направленность: пишем ли мы о наших ветеранах, воинах Российской Армии, человеке труда, природе родного края или супругах-юбилярах. 4 марта 2015 года главный редактор газеты «Знамя труда» Н.Г.Красноперова была награждена Благодарностью военного комиссара Удмуртской Республики Александра Комлева за вклад редакции газеты «Знамя труда» в военно-патриотическое воспитание молодёжи и формирование положительного отношения к Вооружённым Силам России.

Надежда Липина отчиталась конкретно по пунктам Программы:

1.1. В 2013г. Управлением образования разработано Положение о проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса «Растим патриотов России», рассчитанного на 3 года (13-15г.), ежегодно мы подводили итоги с награждением авторов лучших проектов (13г.- 8 проектов, 14г.- 12 проектов, 15г.- 4 проекта), потрачено 7500руб. из местного бюджета.

В юбилейном 2015г. руководители музейных комнат приглашались на совещание зам по ВР, был составлен график открытых мероприятий, посвященных Победе, совместно с ДДТ и Парфеновым Г.В. мы посещали данные мероприятия, освещали их в СМИ.

1.4. В 2015г. все исследовательские работы школьников были посвящены героям войны, в музеях и музейных комнатах накоплен большой материал о земляках.

1.7. Всем составом зам. директоров по ВР участвовали в различных республиканских семинарах и конференциях, особенно запомнился гражданский форум 10.11.15г. (гражданская идентификация н/л (Дергачев из Татарстана), приобрели дидактический материал.
2.1. В начале учебного года по СОШ отправляется календарь памятных дат, к каждой дате готовится выставка, проводятся уроки мужества.

2.2. Киясовская школа ежегодно активно участвует в митинге 15.02, в школах оформляются стенды. В феврале проходит месячник гражданско-патриотической работы.

2.7. 2.21. В 2015г. начальник отдела РВК Поздеев А.Г. учредил переходящие кубки за 1-3 места в военно-патриотической игре «Победа».

2.10. Коробейников Н.Ю. ведет военно-патриотический клуб «Орион» с 2010г., кадетский класс функционирует.

2.11. Ежегодно проводится конкурс «Лучший экскурсовод».

2.12. Ежегодно школы участвуют в Акции «Во славу Отечества», в феврале проходит месячник ГПР, смотры песни и строя, оформляются красочные стенды.

2.15. Запланированная Декада Победы в школах выполнялась полностью, освещалась на стендах.

2.18. Сейчас сборы для юношей 10 кл. проводит центр патриотического воспитания по графику МО и Н УР (не обязательно летом, были в ноябре, 19 из 21)

2.20. За год все школы возили детей в музей М.Калашникова, наш музей посетили все школьники.

2.22. Зарница для ДОУ не проводится, проводится районный конкурс «Малыши открывают спорт» (нет денег, призы покупает тот, кто проводит).

2.23. Краеведческие кружки функционируют во всех школах.

3.15. 2 кружка ДДТ туристических (пеший туризм) с краеведческим уклоном, Никитин А.В. в прошлом году уже ходили в экспедицию.

3.18. Положение по видеороликам к 90-летию района разрабатывает ДДТ.

3.19. Экологические акции и трудовые десанты проводятся ежегодно, Киясовская СОШ (2 проекта, Старосальинская СОШ- стали призерами Республиканского конкурса.)

3.20. ДДТ ежегодно направляет кружковцев в экосмены (Сарапул, ДОЛ Экоград).

4.8. ДДТ ежегодно организуют вручение паспортов «Мы- граждане России»

4.9. Ежегодно ДОО участвуют во всех республиканских мероприяиях.

5.1. Ежегодно школьники участвуют в олимпиаде по праву, проводится конкурс «Я-избиратель» (03.03.16г. в 09-00ч.)

5.2. Дважды в году проводится районный слет активистов.

5.6. Самоуправление в школах работает, на совещании зам по ВР анализируем работу, обмениваемся опытом.

5.7. Проводится День профессий, с приглашением наших студентов ( во время каникул в ВУЗах),

5.9. Слет проводится по желанию самих выпускников и директоров СОШ.

5.10. Лагерь для одаренных детей в настоящее время проводить невозможно.

5.11. В ноябре проводится месячник правовых знаний, в прошлом году активно участвовали в нем ОГИБДД и прокуратура.

6.1. ДДТ ежегодно реализует программу «Семейный калейдоскоп».(март, апрель).

6.2. Ежегодно дети принимают участие в мероприятии, посвященном Дню защиты детей.

6.5. Проводятся традиционно запланированные мероприятия к Дню пожилых людей.

6.6. Тимуровская помощь, встречи, открытка ветерану, Вахта памяти проводятся традиционно.

6.9. С 2014 года временное трудоустройство стало постоянным в течение всего года, в 2015г. трудоустроили 207 / 199 школьников по школьным программам трудового воспитания, ежегодно проводится конкурс между школами, второй год побеждает Атабаевская СОШ.

7.2. Участвуем во всех акциях и республиканских месячниках по пропаганде ЗОЖ.

7.3. В эстафете мира участвовали и СОШ и детские сады.

7.4. Детские оздоровительные лагеря ежегодно работают при всех школах, если раньше детей набирали с трудом, сейчас иногда не хватает мест (на этот год запланировали на 10 мест больше (730/740).

7.5. Районные соревнования юных пожарных проводятся ежегодно, в 2015г. они были проведены 10.06., победила команда Ильдибавской школы.

7.8. Ежегодно проводится конкурс «Безопасное колесо», в прошлом году победила команда Мушаковской школы, выезжали на зональные соревнования.

Соревнования «Школа безопасности» в районе не проводятся в связи с тем, что нет оборудования. С 2005 по 2010г. в республиканских соревнованиях участвовала команда Ермолаевской школы, вошла в десятку лучших, для них было закуплено оборудование. После назначения Кузнецова С.А. директором школы, времени на подготовку команды у него не осталось. Оборудование в настоящее время списано. В школах преподаватели ОБЖ проводят туристические слеты, где практикуется «тропа выживания», но команду подготовить для выступлений не представляется возможным.

7.9.Ежемесячно ДЮСШ проводит 4-5 видов соревнований, в т.ч. и республиканских.

Удмуртский язык в образовательных организациях изучается как предмет и на кружках. Как предмет изучение организовано в 4 СОШ (Ермолаевской, Старосальинской, Карамас-Пельгинской, Лутохинской) 250 чел (22%), в форме кружка в Киясовской (22 чел в 1 классе, 7 чел в 5 классе), и Первомайской школе (5-7 классы 10 чел.). В 3 Дошкольных учреждениях воспитательный процесс идет на удмуртском языке: Карамас-пельгинский д/сад- 30 чел, Старосальинский д/сад 15 чел, Калашурский д/сад 18 детей. В Ермолаевском детском саду работает кружок (14 детей), в Киясовском Д/саду №2 -10 чел.

Показатели изучения родных языков в ОУ с 2013-2014 по 2015-2016 учебные годы в Киясовском районе:

В качестве предмета изучают удмуртский язык:

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Кол-во школ

Кол-во детей

Кол-во школ

Кол-во детей

Кол-во школ

Кол-во детей

Кол-во школ

Кол-во детей

4(40%)

292(26%)

4(40%)

249 (22%)

4(40%)

250 (22%)

4(40%)










Учителя удмуртского языка обладают достаточным потенциалом для реализации этнокультурного содержания образования: 100% педагогов имеют высшее образование, 20% –имеют высшую категорию, 80%- первую. Из них 2 учителя стали победителями конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения по нацпроекту «Образование» (Долгова Т.Г., Вахитов С.С.). В 2011 году 1 учитель участвовал в республиканском конкурсе «Лучший учитель родного языка» (Макарова С.В.), в 2013 году – Долгова Т.Г. вышла в финал конкурса и стала победителем в номинации «Учитель-наставник». В районе действует проект «О реализации Закона Удмуртской Республики о государственных языках» на 2009-2014 годы. Разработан план мероприятий по реализации концепции национального образования.

В 3дошкольных учреждениях (27%) воспитание осуществляется на родном удмуртском языке, используется программа «Ошмес син». в Киясовском детском саду №2 работает кружок «Языковое гнездо», в котором занимаются 10 детей, руководитель Жуйкова Галина Витальевна. За 4 года дети научились понимать и говорить на удмуртском языке, знают стихи на удмуртском языке и уже принимали участие на районном фестивале «Пичи Чеберайёс но Батыръёс» в 2013 и 2014 годах. В настоящее время эти дети учатся в 1 классе Киясовской школы , и занимаются в кружке родного языка (руководитель Анисимова Л.И.).

В настоящее время разработана анкета для родителей будущих первоклассников для выяснения их желания/нежелания обучать детей в 1 классе удмуртскому языку в Киясовской школе.

На высоком уровне поставлена работа по обучению удмуртскому языку в Карамас-пельгинском детском саду .В настоящее время детский сад посещают 33ребенка. Из них детей ,говорящих на родном удмуртском языке- всего 15.Изучение удмуртского языка уже начинается в ясельной группе в разных видах деятельности. По этому направлению педагоги опираются на программы « Удмурт кыл нылпи садын» авторы В.А.Анисимова, Л.Л.Наумова, Р.А.Кузнецова.,«Вераськон куараос- кыче портэмесь соос» («Звуки речи- какие разные они») -А.М.Комарова., « Друг другу с добром».-Николаева. Имеются разработанные дидактические развивающие игры., диски с удмуртскими сказками, с детскими песенками.

В своей работе используют следующие виды фольклора: потешки-песенки,поговорки, пословицы,сказки, колыбельные песенки, считалки, дразнилки, загадки, подвижные игры.

В старшей группе оформлен уголок « Вераськомы удмурт кылын».

Праздники для детей проводятся на удмуртском языке., где включают героев удмуртских сказок: « Обыда», « ЛопшоПедунь», « Корка кузё», « Вумурт».

В детских садах детей знакомят с национальными удмуртскими блюдами. Один день недели в Карамас- Пельгинском саду -« удмурт нунал»., в этот день и дети и сотрудники приходят в национальных одеждах, воспитатели здороваются и говорят на удмуртском языке во время всех режимных моментах, и меню составляется согласно « удмуртской кухни». Таким образом в процессе всех лет воспитания в детском саду дети ежедневно слышат удмуртскую речь, их активно побуждают говорить на удмуртском языке, и к выпуску из детского сада все дети говорят на удмуртском и русском языках. Работу детского сада по изучению удмуртского языка поддерживают и родители. Опыт работы коллектива на основе этнопсихологических аспектов обсуждали в 2015 году на первой конференции «Моя семья-моё богатство».

Учитывая многонациональный состав обучающихся в школах, учителя преподают удмуртский язык по трем программам удмуртского языка : для невладеющих (русскоговорящих), слабовладеющих, и говорящих на удмуртском языке. В МКОУ «Лутохинская СОШ» обучаются дети из двух удмуртских и двух русских деревень. Язык обучения – русский. Удмуртский язык изучается с 1 по 9 классы, удмуртская литература в 8, 11 классах. Учебный процесс строится в соответствии с учебными планами и программами, реализуется национально-региональный компонент (НРК), определенный учебным планом.

В 1-7, 9 классах обучение ведется по программе для невладеющих удмуртским языком по 3 часа в неделю. В 8 классе 2,5 часа удмуртского языка и 1,5 удмуртской литературы. В 11 классе 2 часа удмуртского языка. Сложность обучения состоит в том, что дети удмуртской национальности приходя в 1 класс, плохо владеют своим языком.

С целью выявления раскрытия индивидуальных способностей и развития творчества обучающихся, развития проектной деятельности в 5 классе ведется межпредметный курс «Мой край», был организован конкурс проектов «Мынам гуртэ Дубровск», составлены презентации «Арлэн вакытъёсыз», «Города Удмуртии».

В 7 классе ведется факультатив «Мой край».

Так, предметными результатами изучения курса «Мой край» являются:

• усвоение первоначальных сведений о народе, культуре, об особенностях материальной и духовной культуры соседствующих народов и народов финно-угорской языковой группы, взаимодействия их культур;

• составление генеологии своей семьи;

• умение вести поисковую работу по выявлению знатоков традиционного национального этикета, обрядов;

• пропагандировать этнокультурные знания на различных культурных мероприятиях села, района, республики, организовать национальные игры;

• проводить экскурсии по школьному музею.

Учителя школы ищут новые приемы, методы, обеспечивающие не только прочное усвоение знаний, но и духовное, культурное обогащение учащихся, умело используют художественные произведения удмуртских писателей и поэтов, фольклор, народное искусство для воспитания у детей чувства подлинной любви к своей земле и своему народу.

Ежегодно проводится День родного языка, олимпиады по удмуртскому языку и литературе. Победители школьного этапа олимпиад становятся призерами и победителями муниципальных, межрегиональных олимпиад.

В 2015-2016 учебном году Анисимова Дарья (11 кл) и Камашева Карина (9 кл) стали победителями на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по удмуртскому языку и литературе.

Многие выпускники школы поступают на факультеты удмуртской филологии УдГУ.

В лутохинской школе ведётся большая работа по сохранению и возрождению лучших традиций народной культуры. Организованы и проведены следующие мероприятия: «Хранительница народных традиций» - встреча с Анисимовой Е.В., народные традиции «Портмаськон. Тунаськон».

Ежегодно в разной форме проводится вечер «Анай сюлэм», посвящённый солдатским матерям.

Учащиеся школы выезжали на экскурсии в д.Карамас-Пельга в удмуртскую избу, в краеведческий музей с.Малая-Пурга.

Принимают участие в конкурсах стихов и рисунков, посвященных своему краю, юбилею журнала «Кизили».

Ведется совместная работа школы и родителей по привитию любви к своему родному языку, к родному краю. Ешкеева Л.Д. со своей ученицей 3 класса Танаевой Аленой выступали на конференции в д. Карамас-Пельга (начальная школа, детский сад) «Ми одиг семья» с презентацией.

Ежегодно учащиеся и коллектив учителей принимают участие в республиканских, межрегиональных мероприятиях, конференциях. Организуются встречи с писателями,поэтами, известными людьми, бывшими выпускниками школы. На высоком уровне были проведены внеклассные мероприятия: встречи с удмуртской поэтессой Тихоновой Л.И. и с писателями У. Бадретдиновым и А.Ельцовым «Ми дорынкуноын «Кизили».

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в республиканских конкурсах исследовательских работ «Мои первые шаги в науку» и занимают призовые места.В 2016 году в республиканском конкурсе «Сплетались времена, соединялись народы» Беспалов Павел, учащийся 8 класса в номинации «Моя семья и наследие края» занял 1 место.

По воспитанию и привитию традиций, обычаев и культуры удмуртского народа в школе работает кружок: «Дорвыжы» (руководитель – учитель первой квалификационной категории Владыкина В.Р.)

В Старосальинской школе традиционно идет изучение удмуртского языка как родного через предмет. В последнее время в школе стали учиться приемные дети, не владеющие удмуртским языком. Но оказавшись в удмуртской языковой среде , они быстро начинают понимать и говорить по-удмуртски. Неоценимую помощь оказывают родители и бабушки. Они очень бережно и трепетно относятся к своим традициям, прививая любовь и уважение к удмуртскому языку, культуре. Совместые этнографические выставки «Вот моя деревня, воот мой дом родной», «Салья гуртысь кибашлыослэн ужъёссы», «Солдатами не рождаются, солдатами становятся», «Самоварлэн пытьыез Салья калыклэн улоназ» - надолго останутся в памяти всех присутствовавших на них детей и взрослых.

Учащиеся школы принимают участие в ежегодном районном детском фольклорном фестивале-конкурсе «Предания старины глубокой» и занимают призовые места. Выступали с фольклорными номерами по удмуртскому телеканалу «Моя Удмуртия» и по Российскому телеканалу «Мир». Принимают участие в общедеревенских праздниках «Масленица», Салья базар», «Колядки», «Гербер» и др.

Учащиеся начальных классов совместно с народным фольклорным ансамблем «Боляк» выступают на сценах удмуртских деревень Киясовского и Алнашского районов.

Учащиеся школы последние годы торжественно поздравляют по удмурстскому обычаю участников трудового фронта и детей войны.

Были организованы встречи с членами Союза писателей РФ, подполковником в оставке Н.С. Кузнецовым, народным писателем УР Вячеславом Ар-Серги, сотрудниками газеты «Удмурт дунне», народным фольклорным ансамблем «Боляк».

Язык, культура удмуртского народа немыслимы без яркого, самобытного фольклора. Дети по своей природе музыкальны, поэтому они с большим желанием откликаются на песни, стихи, танцы, а это огромный воспитательный потенциал. Фольклор помогает воссоздать старинные обычаи, учит детей добру, уважительному отношению друг к другу, к пожилым, к толерантности.

Для улучшения дальнейшей работы нужно разрабатывать программы по этому направлению.

В Карамас-Пельгинской средней школе всего обучаются 59 чел., изучают удмуртский язык 58. В школе ежегодно проводятся:

-праздники к юбилею поэтов и писателей;

-день родного языка :в 2015 году проведено районный праздник «Шагаем вместе» с прилашением учащихся школ района и из Булайской средней школы Увинского района.

- конкурсы чтецов

- проектные работы «Удмурт дись», «Выжыкылъёс»

- встречи с поэтами и писателями, журналистами «Кизьыли», «Зечбур»( Лидия Нянькина, Г.Романова, Т. Чернова, У. Бадрединов)

- изучение традиций и культуры удмуртского народа, посещение центра удмуртской культуры «Удмурт корка»

- участие в межрегиональной олимпиаде школьников по удмуртскому языку и литературе

- участие в конкурсе исследовательских работ «Мои первые шаги в науку»(Шихова Мария 11 класс).

Изучение удмуртского языка в Ермолаевской школе обязательно для всех обучающихся по Уставу школы.

1. Обучение удмуртскому языку ведётся по двум программам. Обучение русскоговорящих детей и детей иных национальностей ведётся по программе Боталовой Надежды Прохоровны, составленной именно для детей, не владеющих удмуртским языком. Цель обучения: научить русскоговорящих детей разговорной речи на удмуртском языке; научить учащихся-сверстников понимать друг друга; научить с уважением относиться друг к другу, ценить добрые отношения и дорожить ими.

Учащиеся с 6 по 9 классы, владеющие удмуртским языком, предмет «Удмуртский язык» изучают по Программе г.Н. Никольской «Удмурт кыл».

2. Для этого имеется:

а) УМК: учебник «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл» для учащихся с 1 по 8 класс.

Рабочие тетради с 5 по 8 класс:

б)в каждом классе учителями составлены Рабочие программы, соответственно требованиям локального акта школы.

в) в 2014 году приобрели А.Н. Журавлёвой « Краткий русско-удмуртский, удмуртско-русский словарь» для учащихся 1-4 классов.

г) до 2015 года выписывали в кабинет удмуртского языка и литературы все периодические издания, которые выходили в Удмуртской Республике (и научно-методические, и художественно-публицистические). На 2015-2016 учебный год выписали только журнал «Вордскем кыл» и газету «Удмурт дунне».

Учащиеся школ Киясовского района стабильно показывают высокие результата на олимпиаде по удмуртскому языку и литературе :

В 2014-2015 учебном году : победитель межрегионального этапа Крюкова Ольга Ермолаевская СОШ.(руководитель Охотникова Р.Г.), призер Анисимова Дарья ,Лутохинская СОШ, руководитель Владыкина В.Р.

В 2015-2016 году: победитель межрегионального этапа Крюкова Ольга Ермолаевская СОШ.(руководитель Охотникова Р.Г.), призеры Анисимова Дарья ,Лутохинская СОШ, руководитель Владыкина В.Р.,Полякова анна, старосальинская СОШ, руководитель вахитова А.П.

Ежегодно выпускники наших школ поступают в институт удмуртской филологии, финноугроведения и журналистики УдГУ: на 2016 год около 10 студентов.

Но наряду с этими показателями имеются и проблемы.

Проблемы, связанные с учебно-методическими комплексами:

1. Необходимы учебники Н.П. Боталовой «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл» для 9 класса . Учебники не изданы, имеются только рабочие рукописи.

2. Нужен словарь авторов: Р.Ш. Насибуллин, С.А.Максимов «Удмуртско-русский, русско-удмуртский» - Ижевск: Издательство Удмуртский университет, 1995 ( 30 штук).

3. Нужны «Рабочие тетради» ( «Ужан тетрадь») для учащихся 1-4 классов по

требованиям ФГОС ( 30 штук).

В начальной школе обучение удмуртскому языку ведётся по учебникам, соответствующим требованиям ФГОС, а «Рабочие тетради» по ФГОС не разработаны.

Иные проблемы:

- необходимость составления рабочих программ на русском языке

- Незнание учениками чисто удмуртского языка, использование русских слов

- сокращение часов в учебном плане на изучение удмуртского языка

- трудности ведения уроков из-за не владения частью обучающихся удмуртским языком

- негативное отношение некоторых родителей к изучению удмуртского языка (в частности, в Карамас-Пельгинской школе).

По итогам заседания приняты соответствующие решения.