Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Киясовский район
Официальный сайт ОМСУ Киясовского района

Доклад на выездное заседание общественного совета по защите прав малого и среднего бизнеса при прокуратуре Удмуртской Республике (с. Киясово, 28.05.2015)

Уважаемые участники заседания, приглашенные!

Прежде всего, поздравляю всех представителей предпринимательского сообщества с прошедшим 26 мая профессиональным праздником, Днем российского предпринимательства и пожелать успешного и плодотворного ведения бизнеса.

Органы прокуратуры Удмуртской Республики на системной основе осуществляют работу, направленную на укрепление законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В целях повышения эффективности этой деятельности прокуратурой организуются выездные заседания общественного совета по защите прав малого и среднего бизнеса, в которых принимают участие представители общественных объединений предпринимателей, в том числе региональных отделений общероссийских общественных организаций «ОПОРА РОССИИ» и «Деловая Россия», субъекты предпринимательской деятельности, главы органов местного самоуправления, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в УР, территориальные прокуроры. В 2013-2014 годах выездные заседания общественного совета проведены в г. Сарапуле, Алнашском, Завьяловском и Увинском районах республики. Сегодня такое заседание проводится здесь, на территории села Киясово.

Кроме того,в целях выявления и пресечения нарушений прав предпринимателей создана межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей при прокуратуре республики, в состав которой вошли представители МВД России по УР и следственного управления Следственного комитета России по УР.

Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности направлен на обеспечение свободы экономической деятельности, снижение административного давления на бизнес со стороны органов власти, соблюдение законности при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), предупреждения рейдерских захватов собственности. Под пристальным вниманием прокуроров находятся вопросы состояния законности в сфере развития малого и среднего предпринимательства, предоставления государственных и муниципальных услуг, истребования излишних документов и платежей при реализации лицензионно-разрешительных процедур, соответствия закону административных регламентов.

Проверками 2014-2015 годов установлено, что органами государственной власти и местного самоуправления допускаются нарушения федерального законодательства при правовом регулировании осуществления контрольных и разрешительных процедур в экономической сфере.

В частности, прокуратурой республики в декабре 2014 года принесен протест на Административный регламент Министерства промышленности и энергетики УР по предоставлению государственной услуги «Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов», содержащий не предусмотренное федеральным законодательством требование о предоставлении сведений о заключении государственной экологической экспертизы, что нарушает права субъектов предпринимательской деятельности, обратившихся в министерство для получения лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов. Министерством протест прокурора удовлетворен, в административный регламент внесены необходимые изменения.

По протестам прокуроров районов приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства правовые акты органов местного самоуправления об осуществлении муниципального жилищного и земельного контроля, муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Например, Воткинским межрайонным прокурором принесены протесты на 36 административных регламентов по осуществлению муниципального контроля, содержащих вопреки ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) положения об обязательном ведении хозяйствующими субъектами журнала учета проверок.

Глазовским межрайонным прокурором установлено, что Положения об организации и проведении муниципального лесного контроля, действующие на территории некоторых сельских поселений, незаконно наделяют муниципальных лесных инспекторов правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ за нарушения законодательства в сфере лесных отношений, правовые акты по указанному основанию опротестованы.

Прокурорами на системной основе проверяется соблюдение органами контроля требований федерального законодательства при проведении проверочных мероприятий,

Например, прокурорской проверкой установлен факт проведения сотрудником территориального органа Управления Роспотребнадзора по УР незаконных мероприятий по контролю в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего торговую деятельность и оказание бытовых услуг, по вопросам, не указанным в жалобе потребителя. По представлению Воткинского межрайонного прокурора виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Глазовским межрайонным прокурором государственному инспектору Управления государственного автодорожного надзора по УР объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с наличием данных о возможном нарушениям срока проведения плановой проверки в отношении муниципального образовательного учреждения «Физико-математический лицей».

Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности Главного управления ветеринарии УР выявлены факты привлечения к проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей специалистов лабораторий, не аккредитованных в установленном порядке, и ряд других нарушений при осуществлении мероприятий по ветеринарному надзору. По представлению природоохранного прокурора управлением приняты меры к устранению нарушений закона, 14 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Мировым судьей по материалам проверок прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска двое сотрудников Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска, которые самовольно без соответствующего распоряжения провели проверочные мероприятия в отношении юридического лица, привлечены к административной ответственности.

Некоторыми прокурорами установлены нарушения законодательства в сфере организации торговой деятельности, в том числе в форме ярмарок.

В частности, прокурором Красногорского района в связи с несоблюдением ООО «Святогор» требований статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» о разработке и утверждении плана мероприятий по организации ярмарки, определении режима работы ярмарки и порядка предоставления мест для продажи товаров директору этой организации внесено представление об устранении нарушений закона, затрагивающих права субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговли.

Несоответствие федеральному законодательству Административного регламента по приему и рассмотрению уведомлений об организации и проведении ярмарки, принятого постановлением Администрации города Можги от 10.11.2014 № 1816, послужило основанием для принесения Можгинским межрайонным прокурором протеста на указанный правовой акт.

В виду отсутствия на территории МО «Глазовский район» утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов Глазовским межрайонным прокурором главе администрации района внесено представления, требования которого удовлетворены.

Кроме того, прокурорами выявлены нарушения прав предпринимателей при выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, представлении земельных участков и иного имущества в аренду, при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения имущественных объектов предпринимателей. По всем фактам нарушений закона приняты меры прокурорского реагирования.

По итогам 2014 года органами прокуратуры республики выявлено 918 нарушений закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, внесено 197 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 139 лиц, в суд направлено 12 заявлений, по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 8 виновных лиц, предостережено 22 лица о недопустимости нарушения закона, опротестовано 478 незаконных правовых актов.

По результатам проведенных в 2015 году проверок в указанной сфере прокурорами выявлено 514 нарушений названного законодательства, внесено 73 представления об устранении нарушений закона, по результатам прокурорских проверок 49 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности и 17 лиц понесли административное наказание, принесены протесты на 335 незаконных правовых актов, в защиту прав субъекта предпринимательской деятельности в суд направлено 4 заявления.

Кроме того, прокуратурой принимаются меры, направленные на сокращение количества проверок органов контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2014 году органами прокуратуры республики отказано в согласовании 63 проверок хозяйствующих субъектов из 108 заявлений (или 58%), 1 квартале 2015 года в половине случаев (12 из 24). В большинстве случаев причиной отказов послужило отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (77%).

При формировании сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год отказано в согласовании более 2 тыс. необоснованных проверочных мероприятий (включено в план 6524 проверок, сводный план размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет: http://genproc.gov.ru), приняты меры к исключению случаев дублирования надзорных полномочий в отношении одного и того же лица, подлежащего проверке, совмещению сроков мероприятий по контролю в случае их проведения двумя и более органами контроля в различных сферах правоотношений, в том числе в зависимости от сезона и природно-климатических условий в регионе, а также сокращению доли плановых проверок сельскохозяйственных предприятий во время посевных и уборочных работ. В 2015 году эта работа будет продолжена.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок, в который должностными лицами органов контроля осуществляется запись о проведенной проверке, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях. В журнале указываются фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводящих проверку, их подписи. Ведение хозяйствующими субъектами такого журнала позволяет органам прокуратуры давать своевременную и объективную оценку деятельности органов контроля при осуществлении проверочных мероприятий, выявлять факты необоснованного проведения проверочных мероприятий.

В 2015 году планируется внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение при планировании и осуществлении мероприятий по контролю системы оценки рисков потенциальной опасности видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами (риск-ориентированный подход), а также установление запрета на осуществление в течение трех лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено существенных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан («шестилетние каникулы»). Указанные обстоятельства отражены в Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом Российской Федерации 05.12.2014).

Кроме того, с 1 июля 2015 года начнет функционировать система учета проводимых контролирующими органами проверок и их результатов (в части учета проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок. Возможность доступа к информации, содержащейся в реестре, повысит ответственность контролеров и позволит избавить бизнес от немотивированных визитов проверяющих.

Вопросы исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей находятся на постоянном контроле прокуратуры Удмуртской Республики.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и
соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением
федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики
советник юстиции В.В. Игошин