Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Киясовский район
Официальный сайт ОМСУ Киясовского района

Об эффективности взаимодействия представительных органов муниципальных образований с органами прокуратуры.

Выступление старшего помощника Прокурора Удмуртской Республики Д.С. Демидова на семинаре-совещании со специалистами, обеспечивающими деятельность представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике по итогам проверок в муниципальных образованиях за 9 месяцев 2014 года

- Положение о комиссии по выбору земельных участков и решению технических вопросов градостроительной деятельности администрации района, утвержденное постановлением главы администрации _____ района

В соответствии с актом председатель комиссии осуществляет руководство деятельностью комиссии, распределяет обязанности среди членов комиссии, а также дает поручения членам комиссии, ответственным должностным лицам по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

Вместе с тем, в состав комиссии, являющейся совещательным органом администрации района, входят представители федеральных органов государственной власти.

Данная норма противоречит пункту «г» статьи 71 Конституции РФ, а также статье 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку регулирование деятельности федеральных органов государственной власти не входит в перечень вопросов местного значения муниципального района.

- Положение о Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопас­ности при администрации муниципального образования «_____ район»

Установлено, что Комиссия в соответствии с возложенными задачами участвует в разработке районных целевых программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В то же время, статьей 179 БК РФ предусмотрено принятие муниципальных программ.

Кроме того, актом определено, что Комиссия в пределах своей компетенции имеет право устанавливать (при необходимости) в зонах чрезвычайных ситуаций особый режим работы организаций, учреждений, объектов экономики, а также порядок выезда граждан и их поведения.

Вместе с тем, указанные полномочия отнесены статьями 1, 4, 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» к полномочиям Президента Российской Федерации.

- Положение о предоставления субсидий на возмещение затрат по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «_____ район», утвержденный постановлением Администрации

В соответствии с актом субсидии предоставляются юридическим лицам, предоставляющим услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, находящимся в собственности, в пользовании или в ином законном основании, и которым технологически присоединены объекты жилого фонда (многоквартирные дома), не оборудованные общедомовыми приборами учета электрической энергии.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие общедомовых приборов учета электрической энергии не влияет на получение энергоснабжающей организацией, а также организацией, предоставляющей услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, дохода.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 11, пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета возложено на застройщиков и собственников перечисленных объектов.

- Положение об оповещении и информировании населения муниципального образования «_____ район» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2003 года N 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» МЧС России совместно с Минсвязи России, МПТР России и федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» поручена разработка нормативные правовые акты по вопросам создания, совершенствования (реконструкции), поддержания в готовности, организации эксплуатационно-технического обслуживания и использования систем оповещения населения, предусмотренных настоящим распоряжением.

Во исполнение указанных норм приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25 июля 2006 года утверждено Положение о системах оповещения населения.

Помимо этого, согласно подпункту 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием и деятельностью этих систем, а также контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

- Порядок направления на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «_____»

Частью 1 статьи 62 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

- Порядок проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным маршрутам ______ района Удмуртской Республики

Актом установлено, что в случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил Уполномоченному органу подписанный договор, Уполномоченный орган вправе заключить договор с участником конкурса, занявшим второе место, или принять решение о проведении повторного конкурса.

- Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом между поселениями в границах _____ района

Акт включает в себя нормы, содержащие коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций).

Также актом установлено, что должностные лица администрации района, уполномоченные на проведение инспекторских проверок на маршрутах регулярных перевозок, имеют право беспрепятственно посещать и осматривать объекты транспортной инфраструктуры, используемые в целях обеспечения транспортного обслуживания населения.

Данная норма содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (содержащий неопределенные требования к гражданам и организациям, то есть, юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера).

- Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение обращений граждан Российской Федерации»

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Рассмотрение обращений граждан не входит в перечень вопросов местного значения.

- Положение о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов муниципального образования «_____ район»

К вопросам ведения постоянной комиссии по социальным вопросам относит контроль за обеспечением гарантии конституционных прав каждого гражданина на получение образования, социальной поддержки на всех ступенях общего и профессионального образования детей из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, отнесены к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указанные функции к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, определенным статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не относятся.

- Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования «_____ район», для целей, не связанных со строительством

Актом определен перечень документов, предоставляемых в орган местного самоуправления для получения земельного участка для целей, не связанных со строительством, в котором содержится норма: «Помимо вышеуказанных копий документов, заявитель представляет копии документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Данная норма содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)).

В свою очередь, подпункт 5 пункта 2.1. содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций).

- Порядок организации и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании «_____ район»

Установлено, что представительный орган муниципального образования в пределах своей компетенции осуществляет законодательное регулирование в области организации и ведения гражданской обороны на территории муниципального образования.

Между тем, закон не относится к видам муниципальных актов, определенным уставом МО.

- Порядок подготовки и обучения населения мерам пожарной безопасности, способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, способам защиты при чрезвычайных ситуациях

Данный акт противоречит статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Указанный вопрос урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Актом определено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе, руководители органов государственной власти, а также работники организаций в составе аварийно-спасательных формирований, спасательных служб.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, находится в ведении Российской Федерации.

Помимо этого, регулирование деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения.

- Положение об Управлении образования Администрации муниципального образования «_____ район»

Установлено, что Управление образования организует работу муниципальной аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников, проведение обязательной аттестации руководителей и аттестации педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проведение аттестации педагогических работников муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, актом определено, что начальник Управления образования несет ответственность за эффективное и целевое использование внебюджетных средств.

В то же время, согласно статье 6 БК РФ, формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, является бюджет.

Следовательно, органы местного самоуправления не могут иметь и, соответственно, расходовать внебюджетные средства.

В силу части 1 статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

- Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании «_____»

Актом установлено, что Совет депутатов муниципального образования «_____» одобряет целевые программы муниципального образования по вопросам организации и ведения гражданской обороны.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 179 БК РФ представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Кроме того, понятие «целевая программа» используется БК РФ только в отношении ведомственных программ, порядок разработки и принятия которой урегулирован статьей 179.3 БК РФ.

- Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании «_____»

Установлено, что Совет депутатов муниципального образования «_____» одобряет целевые программы муниципального образования по вопросам организации и ведения гражданской обороны.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 179 БК РФ представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Кроме того, понятие «целевая программа» используется БК РФ только в отношении ведомственных программ, порядок разработки и принятия которой урегулирован статьей 179.3 БК РФ.